Нормативно-правовые документы для учителя 

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:

  • равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;
  • единства образовательного пространства в Российской Федерации;
  • защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
  • преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;
  • социальной защищенности обучающихся;
  • социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;
  • прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
  • основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.


Таким образом, государственный стандарт общего образования является основой:

  • разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов РФ, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;
  • объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;
  • объективной оценки деятельности образовательных учреждении;
  • определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории РФ;
  • установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;
  • установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента:

  • федеральный компонент устанавливается Российской Федерацией и определяет норматив, соблюдение которого обеспечивает единство образовательного пространства России, т.е. инвариантную часть содержания образования (обязательный минимум содержания основных образовательных программ);
  • региональный (национально-региональный) компонент устанавливается субъектом Российской Федерации и содержит нормативы в области ряда дисциплин, имеющих отношение к компетенции регионов и учреждений образования;
  • компонент образовательного учреждения самостоятельно устанавливается образовательным учреждением и отражает его специфику и направленность.

Федеральный орган управления образованием разрабатывает и утверждает на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования сопутствующие нормативные акты и документы, обеспечивающие его реализацию:

  • федеральный базисный учебный план, устанавливающий нормативы учебного времени на освоение учебных предметов федерального компонента по ступеням образования и учебным годам, а также объемы регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования и компонента образовательного учреждения;
  • примерные программы по учебным предметам федерального компонента;
  • контрольно-измерительные материалы для государственной (итоговой) аттестации выпускников на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования по учебным предметам федерального компонента государственного стандарта общего образования;
  • критерии присвоения грифов, допускающих или рекомендующих использование учебной литературы по предметам федерального компонента в общеобразовательных учреждениях РФ.

Базисный учебный план (БУП) как основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта и служащий основой для разработки учебных планов конкретного образовательного учреждения и исходным документом для его финансирования; Учебный план образовательного учреждения, разрабатываемый на основе БУП и включающий, как и стандарт, федеральный, национально-региональный и школьный компоненты. Учебная программа - нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Приказы, распоряжения, методические письма и т.п., издаваемые федеральными и региональными органами управления образованием.

Кроме нормативных документов, Министерство образования и науки (Федеральное агентство по образованию), региональные и местные органы управления образованием, учреждения повышения квалификации работников образования разрабатывают рекомендательные документы, такие как примерные учебные программы; вопросы, билеты и тесты для оценки и контроля уровня подготовленности учащихся и другие документы. Они могут быть использованы полностью или переработаны, так как не являются обязательными.

Нормативные и рекомендательные документы публикуются в «Вестнике образования», в научно-методических изданиях («Первое сентября», «Учительская газета», «Информатика», «Информатика и образование»), на сервере Министерства образования и науки РФ, федеральном образовательном портале, сервере «Информика», на серверах региональных управлений образования и учреждений повышения квалификации работников образования.

Не являются нормативными документами, но определяют многие факторы преподавания информатики: календарно-тематические планы и конспекты уроков, а также используемые учебники.

Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать